Переход на технологии для взаимодействия с людьми — основной тренд рынка биометрии
Последние годы мировой рынок биометрии развивается высокими темпами, и эта тенденция сохранится в обозримом будущем
Если в 2018 году его объем оценивался в $23,4 млрд, то к 2024 году, согласно прогнозу аналитической компании BCC Research, величина рынка может увеличиться до $71,6 млрд при среднегодовых темпах прироста в размере 23,2 %. К этому времени объем рынка биометрии России достигнет $1,1 млрд. Наиболее высокими темпами, как ожидается, будут внедряться технологии сканирования отпечатков пальцев, распознавания лиц, радужной оболочки глаз, вен и голоса.
Прогноз J’son & Partners Consulting предполагает еще более высокие темпы роста рынка биометрии России — около 29,5 %. Согласно расчетам компании, российский рынок будет расти более стремительно, чем мировой, и прогнозируемые ежегодные темпы роста биометрических технологий в России в ближайшие пару лет превысят общемировой показатель более чем в 1,6 раза. Также будет расти и доля России в общемировом объеме рынка биометрии, хотя и продолжит оставаться незначительной — немногим более 1 % к 2022 году.
Структура российского рынка биометрических технологий отличается от мирового. Если на глобальном рынке доминирует технология идентификации по отпечатку пальцев, то в России более активно внедряется технология распознавания по лицу, доля которой к 2019 году выросла почти до 50 %. Идентификация по отпечатку пальцев на отечественном рынке продолжает доминировать лишь в сегменте систем контроля и управления доступом (СКУД) и в области криминалистики. Также в России гораздо выше мировая доля технологий распознавания по венам.
Еще одно отличие — доля участия государства в развитии рынка. Если в мире развитие биометрических технологий в мире изначально финансировалось из госбюджета, начиная от биометрических документов и систем пограничного контроля и заканчивая системами безопасности, в том числе видеонаблюдения, то в России освоение биометрии началось преимущественно с коммерческого сектора. Например, в 2014 году около 87 % всего российского рынка биометрических технологий приходились на решения СКУД и учета рабочего времени, которые большей частью используют коммерческие компании (в 2018 году этот показатель составил 53 %). И если в мире спрос на биометрические технологии понемногу перемещается из государственного сектора в коммерческий, то в России идет обратный процесс, и более высокими темпами растет доля государства. Главными драйверами роста российского рынка являются банковский сектор, сфера обслуживания спортивных объектов и транспорт, где высока доля государственного участия.
Ведущая роль в росте отечественного рынка биометрии отведена Единой биометрической системе (ЕБС) — национальной платформе, оператором которой выступает ПАО «Ростелеком». В сфере бизнеса ее преимущества заключаются в снижении затрат, возможности получения достоверных данных о клиентах, переводе услуг полностью в цифровой вид, а также возможности цифровой идентификации и заключения договоров без учета географического нахождения объекта. Для частных лиц внедрение ЕБС означает доступ к услугам в любое время в любом месте с повышенной безопасностью и без бумажного оформления. К тому же можно будет выбрать на рынке лучшее предложение. В настоящее время ЕБС охватывает 207 банков с более чем 13 тыс. отделений в 1048 городах.
Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, среди всех отраслей России наиболее высокие темпы роста (54 % CAGR) в период до 2022 года будет демонстрировать сектор банковской биометрии, который к концу прогнозного периода увеличит свою долю в общем объеме российского рынка биометрических технологий по сравнению с 2018 годом более чем в два раза.
Если вести речь о новых перспективных направлениях в российской биометрии, то ключевым трендом станет переход от внутрикорпоративного использования биометрических решений к B2C/клиентским сервисам.
- На транспорте (особенно в аэропортах), как ожидается, будет наблюдаться переход от систем видеонаблюдения и биометрических СКУД к безбумажным системам Self-Boarding;
- На спортивных объектах — к развитию безбумажных технологий оплаты в кассах;
- В банковском секторе — к платежным системам с удаленной идентификацией клиентов;
- В ритейле и гостинично-ресторанном бизнесе — от систем учета рабочего времени сотрудников к биометрическим платежным системам, биометрическим системам check-in и использованию биометрических идентификаторов.