Live smart, go digital: биометрическая идентификация в концепции «Умный город»
Рост урбанизации — глобальный тренд, который в будущем продолжит набирать обороты. По оценкам ООН, к 2050 году в городах будут жить 6,3 млрд человек — более 67% населения планеты. Для самих городов урбанизация становится серьезным вызовом. Среди ключевых проблем загрязнение окружающей среды, переработка мусора, безопасность, пробки, транспортная доступность, потребность в обновлении инфраструктуры. Их решением должна стать концепция Smart City — «Умный город». По данным американской аналитической компании Mordor Intelligence, к 2026 году глобальный рынок умных городов превысит $2 трлн.
Несмотря на то, что идея Smart City родилась более 20 лет назад, единой трактовки этот термин до сих пор не получил. В общих чертах ее можно охарактеризовать как градостроительную концепцию, повышающую эффективность управления городским хозяйством за счет внедрения комплекса передовых информационных технологий и интернета вещей (IoT). Разветвленная сеть датчиков позволит контролировать весь функционал городской инфраструктуры: от водоснабжения до освещения, от систем электроснабжения до вывоза мусора. Особое внимание уделяется экологии и решению проблем загрязнения окружающей среды. Технологии «Умного города» также помогают оптимизировать транспортную систему и контролировать дорожное движение. Для самих горожан ключевые особенности Smart City сводятся к определениям «безопасный» и «комфортный». За этими определениями стоит масштабная и сложная IT-инфраструктура. Не последнюю роль в ней играют и биометрические технологии. Сегодня мы поговорим о том, как и для чего биометрическая идентификация используется в «Умных городах».
Безопасность
Общественная безопасность — одна из наиболее сложных задач в управлении современным городом. Проблема безопасности растет пропорционально росту населения городов: чем больше людей – тем выше уровень преступности. Основой решения этой проблемы в концепции «Умных городов» становится биометрическая идентификация.
Снижение уровня преступности и повышение эффективности расследования правонарушений
Городская сеть камер видеонаблюдения, оснащенных функций распознавания лиц, позволяет сотрудникам полиции своевременно выявлять возможные инциденты на улицах города и оперативно на них реагировать.
В качестве примера рассмотрим проект системы «умного» видеонаблюдения, который в 2011 году реализовал аргентинский город Тигре. Несмотря на скромную численность населения (около 31 тыс. человек), как и во многих других городах Латинской Америки, уровень преступности здесь был достаточно высок. «Биометрические» камеры смогли не только распознавать лица, но и выявлять подозрительное поведение людей. Информация в режиме реального времени передавалась полиции. Эффект оказался впечатляющим: количество автомобильных краж в городе снизилось на 80%. Кроме того, данные с видеокамер легли в основу «криминальной карты» города. Это позволило усилить контроль в тех районах, где было зафиксировано наибольшее число правонарушений.
Биометрическая идентификация также позволяет значительно повысить раскрываемость преступлений. Безусловно, проводить расследования можно и с помощью обычных камер видеонаблюдения. Но, зачастую, такой метод оказывается малоэффективным. Потратив несколько часов на просмотр видео, сотрудник полиции может так и не заметить появления преступника. Интеграция в систему видеонаблюдения функции распознавания лиц автоматизирует процесс поиска. Достаточно иметь фотографию правонарушителя, чтобы мгновенно получить информацию о локациях, в которых он появлялся, и вычислить траекторию его передвижения по городу. Кроме того, технология позволяет установить социальные связи преступника. Выявить лиц, с которыми он встречался, и затем проследить уже их перемещения. Это особенно актуально, когда речь идет о предотвращении или расследовании преступлений, совершаемых группой людей. Например, преступными или террористическими группировками. Все данные хранятся в долгосрочных архивах, и могут быть ранжированы по разным параметрам: дате, времени, месту или конкретной камере.
Технологии распознавания лиц непрерывно совершенствуются, и обмануть современные алгоритмы крайне сложно. Система определяет человека даже в сложных погодных условиях и даже, если тот использует приемы маскировки: капюшон, головные уборы, очки или медицинские маски.
При переводе города на «умное» видеонаблюдение особое внимание уделяется объектам большого скопления людей: общественному транспорту, стадионам, крупным торговым центрам и популярным туристическим аттракционам. Количество устройств слежения фактически ограничено только городским бюджетом. Например, система видеонаблюдения Москвы насчитывает более 200 тыс. камер. И, по сравнению с другими мегаполисами мира, это достаточно небольшая цифра. Так, по данным исследования компании Surfshark, в индийском Ченнаи на 1 кв.километр приходится 657 камер, в Лондоне — 399, в Пекине — 277, в Париже — 254.
Биометрическая идентификация и COVID-19
Пандемия коронавируса и режим самоизоляции, введенный большинством стран мира весной 2020 года, стали серьезной проверкой для технологий распознавания лиц.
Здесь можно вспомнить пример Москвы, где для перемещения по городу жителям требовалось получать цифровые пропуска. Камеры видеонаблюдения, оснащенные лицевой биометрией, сначала помогали властям контролировать соблюдение карантина вернувшимися из-за границы людьми, а затем и следить за соблюдением общего режима самоизоляции. Несмотря на ряд неполадок на начальных этапах использования, в целом система зарекомендовала себя хорошо.
Успешный кейс применения интеллектуального видеонаблюдения при борьбе с пандемией нам также дал Китай. Система распознавания лиц, действующая в Поднебесной, по праву считается самой выверенной и разветвленной в мире. В период пандемии власти Китая задействовали данные с камер видеонаблюдения, информацию от сотовых операторов, дроны, данные от интернет-магазинов и другие технологии на основе искусственного интеллекта. Это дало исчерпывающую картину перемещения граждан и их контактов с зараженными людьми. В результате Китай сумел намного быстрее, чем другие страны, остановить распространение COVID-19.
Камеры видеонаблюдения, геоданные мобильных операторов и информацию о платежах по банковским картам для противодействия коронавирусу использовала и Южная Корея. Но в отличие от Китая здесь власти сделали ставку на сознательность граждан и открытость данных, а не на ограничение свободы передвижения. Информация о перемещениях зараженных людей поступала органам местного самоуправления, которые затем распространяли ее среди населения посредством СМС и мобильных приложений. Оповещения помогали гражданам избегать тех локаций, которые могли быть опасны.
Комфорт
Биометрические технологии в транспортных системах
Общественный транспорт
Внедрение биометрической идентификации в работу общественного транспорта «Умных городов» не только повышает безопасность его использования, но и делает поездки более комфортными для горожан.
Так, установка в салоне транспортного средства камеры видеонаблюдения с технологией распознавания лиц позволяет подсчитать количество пассажиров. С помощью этих данных можно определить наиболее загруженные маршруты и вычислить точные интервалы часов-пик. Анализ помогает оптимизировать график работы транспорта. Увеличивать или сокращать количество отправлений на линиях в зависимости от маршрута.
Сделать поездки на транспорте более удобными призвана и система оплаты проезда «по лицу». Подобная система уже используется в Сингапуре, Дубае и Лондоне. Установленные в зоне турникетов контроллеры доступа с технологией распознавания лиц «считывают» биометрические данные пассажира, и автоматически списывают стоимость поездки с его счета.
Сейчас технология Face Pay тестируется в московском метрополитене. К концу 2021 года возможность оплачивать проезд с помощью лицевой биометрии будет доступна пассажирам во всей столичной подземке.
Аэропорты и вокзалы
Биометрические технологии с успехом внедряются и в работу крупных транспортных узлов «Умных городов». Прежде всего, аэропортов и вокзалов.Так, использование «умного» видеонаблюдения и e-gates с технологией распознавания лиц способны на 30% ускорить прохождение предполетных формальностей в аэропортах. Биометрическая идентификация может применяться на всех этапах контроля: от сдачи багажа до таможенного контроля. Подробнее о том, как биометрия меняет работу аэропортов, вы можете узнать в блоге РекФэйсис.
Каршеринг
Сервисы совместного использования различных вещей и услуг — одно из перспективных направлений в концепции «Умных городов». Это может быть как «шеринг» одежды или вещей, отвечающий идее разумного потребления, так и общие транспортные средства. Прежде всего, здесь мы говорим о каршеринге.
Сегодня популярность каршеринга зависит от плотности населения города: чем больше людей живет в мегаполисе, тем сложнее им найти подходящее место для парковки в непосредственной близости от дома. Логично предположить, что по мере роста урбанизации, все больше жителей городов будут отказываться от личного транспорта. Эту теорию уже подтверждают современные исследования.
Так, в Швейцарии с приходом каршеринга объем поездок на частных машинах упал на 35%, а популярность общественного транспорта выросла на 12%. Таким образом, каршеринг не только вносит свой вклад в борьбу с пробками, но и помогает городским властям в решении проблем с парковками.
Однако у каршеринга есть немало «слабых» мест, как с точки зрения операторов, так и с точки зрения пользователей. Компании страдают от мошеннических схем с использованием чужих аккаунтов и водителей-лихачей. Клиенты ждут от арендованного авто большей персонализации и комфорта. Интеграция биометрической идентификации в работу каршеринговых сервисов позволяет учесть интересы обеих сторон. Верификация пользователя по биометрическим данным исключает возможность аренды машины третьим лицом. Ведь в отличие от паспортных данных или фото «живое лицо» человека невозможно подделать. Кроме того, камера с функцией распознавания лиц может помочь машине«вспомнить» настройки, актуальные для конкретного пользователя. В результате водителю больше не придется тратить время на подгонку зеркал или регулировку кресел.
Взаимодействие с органами государственной власти
Простота доступа горожан к сервисам — еще одна важная часть концепции Smart city. Записаться в поликлинику, получить необходимую справку, оплатить налоги или штрафы — то, что раньше занимало часы, а то и дни, сегодня можно сделать за пару минут, не выходя из дома. Цифровизацией государственных услуг сегодня занимается большинство стран мира. Свои системы внедряют и отдельные города, например, Москва, где для записи на прием к врачу работает платформа ЕМИАС.
При работе с подобными сервисами встает вопрос цифровой безопасности. Одним из способов защиты личных данных граждан становится биометрическая идентификация. Так в Индии действует единая система AADHAR, для регистрации в которой используются отпечатки пальцев пользователей и данные сканирования радужной оболочки глаза. Сервис интегрирован с другими государственными сервисами. Например, с порталом MyGov.in, с помощью которого граждане могут делиться мнениями по проблемам политики. Или с приложением UMANG — аналогом российских «Госуслуг».
В июле 2021 года стало известно, что биометрическую верификацию планируют ввести на портале mos.ru — официальном сайте правительства Москвы. Новая функция призвана дать дополнительную защиту учетным записям пользователей. Использование ее будет добровольным. В дальнейшем биометрическую идентификацию также планируется внедрить при оказании услуг, требующих подтверждения личности.
Мы видим, что биометрическая идентификация может применяться для решения широкого спектра задач управления городским хозяйством. В обозримом будущем все больше городов начнут внедрять принципы концепции Smart City, и в том числе, требующие использования биометрических технологий. Это станет одним из факторов роста глобального рынка биометрии. Подробнее о трендах отрасли и прогнозах ее развития читайте в статье блога РекФэйсис.